усё! апошні канцэрт (на бліжэйшы тыдзень). і мой арганізм здаўся. унутраныя рэзервы скончыліся, як толькі адпала ў іх вострая неабходнасць. я захварэла.
тутПобедила песня для друзей Екатерина Князева, студентка ВГУ им. П.М. Машерова «И все, что в жизни не успели, мы в детях наших воплотим...». Видимо, так подумал Петя Елфимов и отправил на отборочный тур детского Евровидения в Беларуси своего протеже. Ученик Петиной студии шестиклассник из Минска Леша Жигалкович учителя не подвел. Мальчик встретил свой звездный час в чеверг ближе к полуночи. Так что он уже ложился спать знаменитым. Его песня "Друзья" (по правилам конкурса участники должны быть авторами и текста, и музыки) принесла Леше победу в Национальном детском конкурсе "Песня для "Евровидения". По словам председателя Белтелерадилкомпании Ю.В. Азаренка, всего на конкурс было подано 43 заявки: 11 от Минска, 7 – Минская область, Гомель и область – 10, Гродно – 5, Витебск – 4, Могилев – 4, Брест – 2. Лишь десять из них были отобраны для финала. Вот имена счастливчиков: Диана Громова (г. Гомель, 6-й класс), Роман Волознев (г. Минск, 5-й класс), Кирилл Ермаков (г. Минск, 6-й класс), Полина Калофати (г. Минск, 6-й класс), Серафима Кузнецова (г.Витебск, 8-й класс), Алексей Жигалкович (г. Минск, 6-й класс), Никита Журович (г.п. Лельчицы, 8-й класс), Полина Верас (г. Минск, 7-й класс), Антон Земляник (г. Мозырь, 7-й класс), Юлия Азаренок (г. Минск, 7-й класс). Из десяти финалистов гала-концерта профессиональное жюри во главе с В. П. Раинчиком и телезрители отдали большее число голосов именно Леше. Впервые голосование проходило по регионам, что придало конкурсу интригу и приблизило его к формату «Евровидения». Впрочем, судя по реакции детей, следящих за расстановкой баллов в «зеленой комнате», а также по тому интересу, который проявили фотографы к персоне Алексея после оглашения результатов по второму региону, победитель определился быстро. 8 декабря Леша Жигалковский представит Беларусь на детском конкурсе песни "Евровидение-2007" в голландском Роттердаме. Поскольку проматур участников правилами не предусмотрен, чтобы не отвлекать детей от учебы, страны только обменяются аудио- и видеозаписями выступлений конкурсантов. Однако у Леши уже сейчас начинается время усиленной подготовки к популярному европейскому фесту. По словам ведущего концерта Дениса Курьяна, уже определена страна, где пройдет детское «Евровидение-2008». Это Кипр. А вот на 2009-й год подано пока три заявки. Среди них и наша. Возможно, вскоре мы сможем не только радоваться успехам белорусских деток, но и принимать у себя сам конкурс. К слову, вести концерт Денису помагала Ольга Сацюк, порадовавшая свою страну на первом детском «Евровидении-2003» четвертым местом. Несколько раз на сцену Летнего амфитеатра выходили и наши звездочки – Ксюша Ситник (1-е место в 2005-м) и Андрей Кунец (2-е место в 2006-м). Они же поддерживали конкурсантов в «зеленой комнате». На мой вопрос «за кого болеете?» дружно ответили: «За всех!» Пока шло голосование, для зрителей выступил гость из Грузии Отар Андриадзе, который будет представлять свою страну на конкурсе в этом году. И надо сказать, у нашего Леши появился сильный соперник. Зажигательными барабанными ритмами и пронзительным голосом солистки порадовал зрителей болгарский дуэт Элины Тодоровой и Стояна Янкоулова – финалистов взрослого «Евровидения-2007». Но, конечно, с наибольшим нетерпением публика ожидала другую звезду (во всех смыслах) шведского конкурса. Сияющая Верка Сердючка прилетела к нам в Витебск «з городу-Парижу» - спецально по заказу конкурсантов. «Я впервые на детском «Евровидении», - призналась Верка, предже чем исполнить свою далеко не детского формата песню. А потом еще одну и еще. Вот только в зал Вера выходить не стала: то ли цветов у публики не увидела, то ли за звезду восьмикилограммовую на голове испугалась. Вообщем, Сердючка затмила своим сиянием всех и вся. Даже герой вечера Леша Жигалковский несколько померк в ее лучах. Впрочем, хоть было уже и недетское время, именно этой ночью зажглась и его звезда. можаце пачытаць чарнавы варыянт артыкула, што я сёння здала ў рэдакцыю.
а Ён, бедны, учора мяне шчэ дамоў праважаў: самому таксама рана ўставаць... Пажадаў, каб хутчэй папраўлялася...
смс ад Каці Абельскай ("Народнае слова": "Каця, ёсць квіток на канцэрт сёння". Канешне! Канешне іду! І напішу! І заўтра ж здам матэрыял у рэдакцыю! І як, скажыце, я магла забыць, што ў гэты дзень у Летнім амфітэатры толькі адзін канцэрт - Алесі... Ёпт!.....******* пі-і-і.... пайшла. Прыгожая, мэтанакіраваная... адсядзела дзве з лішкам гадзіны. на прыпынку стаяла ўжо пасінелая. цела вібрыравала, нібы статак ашалелых пэйджараў. зубы выбівалі сігнал SOS - працяг тэмы: "Ратуйце нашыя вушы!" пісаць ужо нічога не хацелася. усё заўтра. раніцай угу...
Я тут, гм... рассказ написала. Под влиянием всего, прочитанного за лето...
Подарок для одиночки, или Мой крестный фей.
Третьи сутки идет мокрый снег. Низкое небо напоролось на фабричную трубу, как гигантский бражник – на булавку, и висит, пришпиленное, над частным сектором, истекая пакостью, заменяющей бабочкам кровь. Я передергиваю плечами и отхожу от окна. На улице тихо, и дом полон той же выморочной, отдающей плесенью тишиной; пламя камина не в силах разогнать промозглого холода, от которого сводит зубы и ноет спина. Я уже не молода, и день рождения – лишний повод, чтобы вспомнить об этом. Крупные капли стучат по подоконнику, по запотевшему стеклу. Когда я впервые встретилась с крестным, тоже шел мокрый снег… И теперь идет. Хоть кому-то есть куда идти. О чем это я?.. От джина, выпитого на голодный желудок, я чувствую себя призраком, случайно залетевшим в мир живых. Наверняка, я умерла. И уже давно. Или нет? Крестный мог бы сказать точно, но он не пришел. Этот день рождения я буду праздновать одна. Ах да, наша первая встреча. Мне исполнилось семь, в тот самый пасмурный день, и я праздновала это событие, шатаясь по трубам тогда еще не заброшенной фабрики в поисках стекловаты. Не спешите удивляться. Отец, со слов матушки, очень хотел, чтобы родился мальчик. Но родилась я. И чтобы как-то оправдать надежды (хотя чьи именно, я так никогда и не узнала, ведь отец, вскоре после моего появления на свет, скоропостижно его покинул), я росла настоящей пацанкой. На новогоднем утреннике среди снежинок, красных шапочек и прочей банальности я пестрела отцовской тельняшкой и патронташем через плечо. Матушка рано выпустила меня в свет. «Для развития коммуникабельности», - хвасталась она своей методой воспитания.читать дальшеИтак я гуляла по трубам и тут увидела его: высокого и очень худого мужчину в черном пальто.
- Привет, - сказал он. – Как поживаешь?
Видимо, в знак приветствия, левая нога скользнула по оголенному металлу трубы, и я полетела вниз, шлепнувшись в ту самую злополучную стекловату.
Он только улыбнулся и приблизился ко мне так быстро, что я не успела даже подумать о бегстве. Секунду назад он находился в десяти шагах от меня, и вот уже его холодная, сухая ладонь лежит на моем плече.
- Не бойся, - голос у него был тоже сухой и холодный, и какой-то… легкий, что ли? не могу подобрать подходящего слова. – Я – твой крестный.
Поверила ли я ему? Не помню. Но бежать не пыталась. Может, просто сообразила - от него все равно не убежишь. Самое забавное, что он действительно оказался моим крестным. С моим-то везением он просто обязан был оказаться маньяком, насилующим и убивающим тощих, похожих на общипанных галчат девчонок.
- Мама не говорила, что у меня есть крестный, - я все же попыталась проявить бдительность.
- А ты спрашивала?
Нет, я не спрашивала. Спрашивать у моей матушки о такой чепухе, как крестные или там Дед Мороз и подарки на Новый год, было чревато длительной голодовкой (в лучшем случае). Чокнутых нет, спасибо большое.
Я отступила на шаг и принялась разглядывать незнакомца. Для этого мне пришлось запрокинуть голову – он был очень высок. Черная вязаная шапка подчеркивала его бледность. Темные глаза. Тонкие губы, изогнувшиеся в улыбке. Его улыбка внушала доверие. Это показалось мне подозрительным – никто и никогда не внушал мне доверия.
- Твоя мать, должно быть, забыла обо мне, - произнес он задумчиво. – Вряд ли она говорила серьезно, когда пригласила меня к тебе в крестные – родильная горячка не способствует ясности мысли – но, тем не менее, она это сделала. И я согласился. Не хочешь прокатиться? Мой автомобиль ждет недалеко.
Тревога-тревога-тревога! Прокатиться, еще чего!
- Спасибо, не хочу, - сказала я вежливо. И добавила:
- Знаем мы эти сказки! Пошел в ****, извращенец!
Он снова улыбнулся.
- Если я тот, за кого ты меня приняла, Зоя¹, то посылать меня в ****, как минимум, неблагоразумно.
- Откуда вы знаете, как меня зовут?
Не судите меня строго. Не стоит ожидать чудес дедукции от семилетнего ребенка.
- Я же твой крестный. Пойдем. Я не причиню тебе зла.
Так и началось наше знакомство. Крестный катал меня в длинном, сверкающем, будто опасная бритва, автомобиле – тогда я не знала слова «лимузин» - по местам, названия которых мне и сейчас незнакомы, и расспрашивал о том, как я живу и чего я хочу. Полагаю, я ему понравилась. К тому времени я уже постигла азы «коммуникабельности».
Джин не обжигает рот, я не чувствую его вкуса, чувствую лишь тепло, растекающееся по телу. Серый, муторный свет пульсирует: тучи пробегают по небу. Или это издыхающий бражник взмахивает крыльями в агонии?
В день нашей первой встречи крестный подарил мне глобус. Красивый, с замысловатой резьбой по деревянной дуге остова и яркими пятнами материков и океанов. Я нашла, где приблизительно находится наш городок, и воткнула туда булавку с бумажным флажком. На флажке красным карандашом было жирно выведено: «Я».
- Откуда ты взяла эту чертову штуку? – увидев глобус, как-то даже не закричала, а взвизгнула матушка.– Сперла, что ли?
И потянула меня за ухо – не со злости, а просто так, чтобы подчеркнуть свое изумление.
Балансируя на носочках, я принялась объяснять: чертова штука – подарок крестного. Что до меня, то, во-первых, я не склонна к воровству, а во-вторых, у кого из наших соседей можно спереть подобную вещь?
- Какой еще крестный? – уставилась на меня матушка, выпустив многострадальное ухо. Я потерла распухшую часть тела.
- Он сказал, что ты, наверное, забыла о нем. Ты его приглашала, и он согласился.
Резко побледневшая, кусающая губы, непривычно растерянная матушка – эта картина мне запомнилась очень хорошо.
С тех пор крестный появлялся каждый год. Обычно он дарил мне книги про путешественников, про разные страны, дальние уголки планеты. И все это с картинками и картами.
Школьные годы... Я по-прежнему не любила, когда меня воспитывали. И «невоспитанность» прочно обосновалась у меня в дневнике в виде «неудов». Во всем остальном я умудрялась оставаться отличницей. И никому не давала списывать. За что платила залитым чернилами портфелем, регулярно исчезающими письменными принадлежностями и практически круглосуточным бойкотом. Моим личным бичом и вечным раздражителем был заводила и душа компании, беспечный тугодум с лидерскими замашками – Астапов Илья. Он был звездой – я книжным червем. Он вносил сумятицу и радость, притягивал к себе, как магнит, - я вызывала неприятие и всегда была одна. И даже если за мной была истина, правда, удовлетворяющая большинство, была за ним.
Я делала немало глупостей, как и полагается самоуверенной девчонке. На самом деле, больше глупостей, чем полагается. И за каждую из них я расплатилась сполна.
Крестный никогда меня не бранил и не упрекал. Даже после того, как я с гордостью продемонстрировала ему дорогущее золотое кольцо на безымянном пальце.
- Занятное колечко, - он усмехнулся. – Покатаемся?
Я кивнула, обиженная таким невниманием к моему новому социальному статусу. Из тощей девчонки с острыми коленками я превратилась в уверенную в себе, амбициозную и весьма привлекательную женщину. Чем и не преминула воспользоваться. Быть замужем за Большим Человеком оказалось очень удобно: либо сопровождаешь его в постоянных поездках, либо сама выбираешь маршрут. Что только облегчает совместное (временами) существование. Теперь на моем глобусе с десяток флажков, разбросанных по обе стороны от экватора.
- Вижу, ты выбрала свой путь к успешной жизни, - сказал крестный. – Что ж… То, что ты сейчас увидишь, возможно, поменяет твои приоритеты. Выйдем здесь.
Мы выбрались из автомобиля, и я подумала: это листья под ногами шуршат, или шифер моей крыши?
Уличная серость пробирается сквозь щели оконной рамы и застывает на подоконнике маленькими лужицами. Словно кровоподтеки. Тянет холодом.
Я перевожу взгляд на входную дверь. Она криво висит на петлях. Совсем чуть-чуть. Но мне становится страшно, как не было уже давно. Этот маленький непорядок напоминает мне, что не только с домом, но и с моим сознанием не все в порядке. Далеко не все в порядке.
- Просто сырость, - объясняет мне тихий голос.
Сначала я принимаю его за галлюцинацию (я уже порядком выпила), но, повернувшись, вижу – крестный пришел поздравить меня с днем рождения.
Он чинно сидит на диване, положив черную шапку себе на колени. Шерстяное пальто (угадайте, какого цвета) ощетинилось, и в его ворсе поблескивает талый снег.
- Скорее дождь, - говорю я ему.
Он кивает. Тишина, только капли воды разбиваются о подоконник да тикают часы. Почти как там, в его саду. В саду, где с мраморных колонн свисают гроздья карманных хронометров (а цепочки вьются лианами), и из пола на тонких проводах тоже растут часы. Как цветы. И со всех сторон – жужжанье, щелканье, тиканье, точно биение крыльев миллиардов насекомых.
Шести с лишним миллиардов, если я не ошибаюсь.
- Что это? – спросила я тогда, озираясь.
Вместо ответа крестный взял меня за «окольцованную» руку и вложил в нее ножницы с длинными узкими лезвиями. Потянул за стебель симпатичные часики в изящной оправе.
- Этой леди пора. Давай, Зоя, срежь их.
Я щелкнула ножницами. Часики упали и растаяли в воздухе, не долетев до пола.
- Вот и все. Венков не присылать, - я обернулась на голос крестного. Из-под черной шапки на меня смотрели пустые глазницы белого, как снег, черепа.
Я отшатнулась, невольно прижав ножницы к животу.
- Нет-нет. Отдай их мне. Чувствуешь упоение властью, Зоя?
Ничего я не чувствовала. Даже страха.
- Превратись обратно, если тебе не трудно.
Череп исчез. Крестный поправил шапку. Потрепал меня за щеку.
- Видишь, здесь нечем упиваться. Это всего лишь работа, Зоя. Я – профессионал. А вся твоя власть и независимость – просто иллюзия.
И это было так.
Большой Человек оказался большим засранцем. Когда я это поняла, то сдала его агентуре (к тому времени на некоторых флажках было уже две, а то и три даты пребывания, так что жалеть не о чем). Я дала следствию все козыри, только вот разыграть эту партию как следует менты не удосужились. Ничего удивительного, раз операцию возглавлял все тот же Илья Астапов (да-да, так тесен мир). Впрочем, обошлось без жертв. Почти.
Я не знаю точно, сколько неугодных моему мужу, зная, что их ждет, говорили «Пожалуйста» при виде крестного, равнодушно поигрывающего ножницами. Но Большой Человек ничего не успел сказать, когда я спустила курок. Не потому что я спасала Астапова. Нет. Просто крестный стоял у мужа за спиной.
Он просто ждет, понимаете? Всегда - просто ждет.
Кстати, об Астапове.
- Кстати, об Астапове, - говорит крестный. – Помнишь его?
- Разве такое забудешь? – я допиваю свой джин. – Хочешь?
- На работе не пью, - крестный приподнимает уголки рта в усмешке.
Как будто в зеркало смотрюсь.
- Ты пришел за мной? Наконец-то. Я рада.
- Рано радуешься, Зоя. Ты ведь умна. Когда я приду не к тебе, а за тобой, ты меня не увидишь. Я пришел за другим человеком. Скоро и сам он прибудет.
- Крестный. Я больше не хочу видеть никаких смертей. Кроме тебя, конечно.
Он наклоняется и хлопает меня по колену.
- Пришел. Иди, открой.
Меня оттесняют с порога. Незваный гость врывается в гостиную, оставляя мокрые следы на полу. Он гневно сверкает глазами. Теперь, когда он избавился от трубочек аппарата искусственного дыхания и бинтовой повязки на глазу, устрашающие взгляды в его исполнении получаются достаточно огненными. Хотя и одним глазом выходило неплохо.
- Добрый день, майор Астапов, - говорю я мирно. – Или уже подполковник?
Крестный молчит.
Астапов отряхивает мокрую куртку. Под ней – какая-то пестрая рубашка. Видимо, парень временно без подружки.
Приветствиями он себя не утруждает. Ковер вокруг него темнеет от воды. Я не возражаю. Этому ковру уже ничто не повредит.
- Вы просто на чашечку чая или снова нужна помощь в поимке опасного преступника? – не могу не съязвить.
Астапов, разумеется, немедленно свирепеет.
- Что это значит?! Как ты посмела сделать это?
Усаживаюсь в кресло, мысленно перебирая свои актуальные пригрешения. Ничего. Я чиста перед законом и людьми. Н-да… старею.
- Почему ты отказалась придти на встречу выпускников?
Ах, это.
- Мне там нечего делать. Вряд ли кто-то (выразительно смотрю на него) горит желанием узнать, как мои дела.
- Еще чего! - Астапов захлебывается ядовитой слюной и начинает кашлять. Прокашлявшись, продолжает:
- Я в последнее время сыт тобой по горло. Но ребята так гордятся, что в их классе училась героиня последнего скандала в масштабах страны. И они хотят автографы. Многие купили твою книгу (чуть не забыла. Я ведь написала ряд очерков про свои путешествия). Только не говори, что ты не знала! Они так старались, готовили сюрприз. Чтобы в последний момент получить твое «Спасибо, я занята». Да чем ты занята?! Сидишь тут и гниешь!
- Не преувеличивай, Астапов. Мне просто было лень идти на вечер.
От этих слов он теряет остатки самообладания.
Существуют выражения, которые в телепередачах заменяют звуком «пиии». Вот из этих «пиии» и состоит его филиппика. Завершает он, впрочем, относительно пристойным:
- Плевать тебе на всех!
- Ну, не на всех. Тебе, например, я жизнь спасла, - зачем-то напоминаю я.
Можно подумать, пустяки вроде спасения жизни играют какую-то роль в наших сложных взаимоотношениях.
- Не спасла! Неправда! Не спасла!
Астапов кричит, и каждый его крик - как гвоздь, который заколачивают в мой череп.
Ведь на самом деле нет никакого крестного. И Астапова нет. Есть только я и мое безумие.
- Не кричи, - говорит крестный Астапову. – Вечер – только предлог, не так ли? Ты испытывал чувство, что должен быть в этом месте и в это время. Не откажись Зоя присутствовать на встрече, ты бы пришел все равно. Ты не понимал, почему тебя сюда тянет, вот почему ты злишься. Я объясню тебе. Ты явился на встречу со мной.
Только сейчас до Астапова доходит, что в комнате мы не одни. Он рассматривает крестного, а потом поворачивается ко мне. Глаза у него становятся очень большими и очень темными: ни яркой синевы радужной оболочки, ни привычной неприязни; только удивление, рыбкой плещущееся в зрачках. Это так странно – не видеть ненависти на его лице - что я смотрю на него, не отрываясь.
- Кто это? – ага, опер заговорил. Уже нормальным, не срывающимся на истерический визг голосом.
- Мой крестный.
- Вы не родственники? – Астапов бросает взгляд на крестного и быстро отводит глаза.
- Что, похожи? – хмыкаю я.
- Да, - он снова смотрит на меня.
Он очень хотел бы, чтобы крестный оказался моим родственником. Да, в общем, кем угодно, только не тем, кем он является на самом деле. Такие вещи Астапов чувствует… как животное.
- Нет, мы не родственники, - разуверяет его крестный своим мягким голосом. – Собственно говоря, у меня нет кровных родственников. Я, видишь ли, не человек.
- А кто ты? – Астапов не хочет задавать этого вопроса, но не спросить не может.
Таковы правила игры.
- Я – Смерть, - крестный улыбается, и его лицо превращается в череп.
- Ни фига себе, – констатирует опер.
Я им горжусь. Серьезно. Он отлично держится. Вообще, когда он разговаривает не со мной, то на него приятно посмотреть.
- Чья смерть? – уточняет Астапов.
- В данном случае – твоя. Жаль, что ты не видишь своего лица. Оно покраснело. И рот чуточку перекошен. Ты умрешь от инсульта, - продолжает крестный. – Все будут сожалеть: «Ах, такой молодой», но тут ничего не поделаешь, верно? Только без обид, парень. Ничего личного, понимаешь? Так тебе на роду написано.
Щелчок ножниц. Я вздрагиваю. Астапов вздрагивает. Но это лишь проверка: хороши ли они в работе. Конечно, хороши. Это лучшие ножницы в мире.
- «О дне же том и о часе никто не знает», - задумчиво говорит крестный. – Читал Библию?
- Нет, - хрипло отвечает Астапов. И косится на меня.
Я тебя не вижу. Меня ваши дела не касаются. Мне все равно.
- Много потерял, - крестный подходит ближе, так что я чувствую запах его плаща.
Пахнет свежеразрытой землей.
Астапов отступает. Крестный приближается. Dance macabre вокруг старого кресла.
Зачем он играет с мальчишкой? Он никогда так себя не вел. Ведь он – профессионал. Не может быть, чтобы Астапов раздражал его так же, как раздражает меня.
- Ну, давайте уже! – выкрикивает парень, и тут я не выдерживаю.
- Подожди. Ты уже придумал, что подаришь мне на день рождения?
- А чего бы ты хотела?
Не этого. Нет, я совсем, совсем не этого хочу; и все же я не удивляюсь, услышав, как мой собственный голос произносит:
- Его.
И не удивляюсь, увидев, как моя собственная рука – и ты, Брут! – указывает в сторону вечного соперника, выпившего столько моей крови, что вот с ним-то мы, можно сказать, породнились.
- Гм. Ты уверена, что этот парень тебе нужен?
Голова пульсирует, словно готовый лопнуть нарыв.
- Нет. Не уверена. Но у меня воображение иссякло, - признаюсь я. – А этот, с позволения сказать, парень просто под руку попался. Да и рано ему еще умирать.
- А по мне – срок пришел, - крестный опять щелкает ножницами, и глаза у Астапова расширяются так, что начинает казаться, будто он в очках.
- Ну, как ты считаешь, нужен ты мне или нет? – спрашиваю я его.
- Ты-то мне точно не нужна, - он гордо вскидывает голову.
Губы не дрожат. Почти.
- Вот видишь, - крестный укоризненно смотрит на меня. – Ты ему не нужна. Не упрямься. Хочешь новый дом?
- Не хочу, - отвечаю я мрачно. – Мы с этим домом созданы друг для друга, как летучая мышь и развалины трансильванского замка.
- Лимузин? «Мистер Вселенная»? Собственный остров?
- ПМ. В крайнем случае, ТТ. И упаковку анальгина.
Астапов вскидывается, услышав знакомое слово… нет, не анальгин.
Крестный посмеивается.
- Все шутишь, крестница.
- Подождите, - выпаливает Астапов сердито. – Вы не можете подарить ей меня!
- Тебя – нет, - холодно роняет крестный. – Твою жизнь – да.
- Тебе это ничего не будет стоить, - говорю я с отвращением. – Уйдешь и забудешь все, как страшный сон. Я не хочу видеть тебя рядом.
- Не хочешь? – странно, но Астапов выглядит разочарованным.
Тщеславный сопляк. Как это – кто-то не хочет его видеть?
- А зачем ты тогда просишь в подарок мою жизнь?
Дожили. Даже Астапову мое поведение кажется нелогичным.
- По привычке, - отвечаю я.
Это звучит глупо. Потому что это и есть глупо.
- Давайте оставим объяснения. Они меня утомляют.
Крестный кивает.
- Я попросила – ты услышал. Тебе решать, согласишься ты или откажешь.
- Разве я отказывал тебе когда-нибудь?
Лучше бы он отказал.
- Хорошо. В конце концов, ты просишь такую малость… С днем рожденья, Зоя.
Голос растворяется в полумраке – отблеск огня на полу перед камином, нота дыма в воздухе, пропитанном затхлой сыростью.
Он ушел.
- Он ушел? – это Астапов.
Я действительно не хочу его видеть. Лучший способ сделать это – закрыть глаза. А для верности уткнуться лицом в ладони. И начать свыкаться с гвоздями, забитыми в мой несчастный мозг.
- Значит, я – такая малость, что и говорить об этом не стоит. Приятное открытие.
- Я устала тебе об этом повторять. Напрасно ты мне сразу не поверил.
Астапов хмыкает. Половицы поскрипывают, когда он начинает расхаживать по комнате.
- Когда уже закончится этот дождь? Солнца хочется.
- Отправляйся на Таити. Рекомендую. Прямо сейчас. У меня от твоего голоса голова раскалывается.
- Почему не примешь таблетку от мигрени?
- Я мазохистка.
- Ой.
- Не хочется идти в аптеку, - объясняю я. – Лучше мигрень.
- Что, некому стакан воды подать? – ехидничает Астапов.
Я не отвечаю.
- Думаешь, сделала меня, да? Еще раз спасла мне жизнь? Так я тебе и поверил! Смерть – крестный, надо же. Кто это был, а?
- Я ведь могу и вернуться, - шелестит знакомый голос.
Астапов тяжело, со всхлипом выдыхает. Я отнимаю ладони от лица. Астапов трет левый висок и кусает побелевшие губы.
- Довольно, - говорю я тихонько. – Да, он – дурак, но ты подарил мне его жизнь. Он больше не будет.
- Мне не нравится этот подарок, - замечает крестный.
- Мне тоже, - отвечаю я печально.
- Я – не дурак, - вмешивается Астапов. – Но трудно в такое поверить, согласитесь?
- Разбирайтесь сами, - сердится крестный. – У меня дел полно.
И исчезает окончательно.
- Астапов. Я хочу, чтобы ты ушел. Немедленно.
- Послушай, а каково это – быть крестницей этого… существа?
- Уходи.
- Ты не можешь меня так просто выгнать.
На самом деле, не могу. Сил нет. Лучше еще выпью.
- Я тебя не просто выгоняю, а с тем, чтобы ты не возвращался.
- Надо было позволить ему меня забрать.
Ох, надо было! Что ни делает дурак, все он делает не так.
- Еще не поздно.
- Интересно, зачем тебе понадобилось устраивать это представление?
Астапов из тех, кто слушает, но не слышит, и говорит, заботясь не о смысле произносимого, а лишь об интонациях. Остановить поток его сознания можно только ударом в лоб.
- В этой рубахе ты похож на попугая, - Астапов замолкает на половине фразы, и я добавляю, - кажется, ты – единственный человек, которого действительно волнует, что со мной происходит. Даже если этот интерес – со знаком «минус», все равно приятно.
- На вечер почему не пошла? - спрашивает он тихо.
- Не захотела. Наконец наступил в моей жизни тот период, когда я могу не делать то, чего не хочу. И я этим усиленно пользуюсь.
- Можно подумать, ты при муже рабыней Изаурой была. Чего ты хочешь? Гнить потихоньку в этой дыре?
Он с неприязнью смотрит на колченогий столик, на продавленный диван, на шкафы, заставленные книгами.
- Вон на той полке, - показываю я, - книги, которые дарил мне крестный.
Астапова бросает к шкафу, будто его пружиной в пятую точку ударило.
- Ну вот, - бутылка опустела, что не радует. – А чего ты ждал от меня? Вдохновенных соплей? Что я, высунув язык, буду подписывать этим домохозяйкам книги, типа «Дорогой подруге Анечке на долгую память. С любовью и бла-бла-бла»?
Одноклассник домохозяек роняет книгу на пол и начинает ржать. Представил.
- Мне надоел пиетет перед авторитетами. Да и где сейчас найдешь достойного авторитета. Мне надоело оправдывать чьи-то ожидания. Отныне я – анархистка.
- Ой.
- Вот именно.
Пауза. Астапов нагибается и поднимает книгу с пола.
- Знаешь, мне действительно не все равно, как ты живешь.
- Ммм?
- Это происходит незаметно, понимаешь? Просто думаешь о ком-то, не специально – это происходит само собой, как трава растет.
- Как сорняки.
- Точно. Сорняки. Чем чаще их выпалываешь, тем больше их становится.
Астапов замолкает. Шелест страниц – он перебирает книги. Вряд ли его стала интересовать география, но тот факт, что крестный держал их в руках, заставляет его сердце биться чаще. Я тоже молчу. У нас нет общих тем для беседы.
Мои глаза закрыты, но я ощущаю присутствие Астапова... Эмоциональный ультразвук.
А может, мне все это мерещится, потому что я проваливаюсь в полудрему; странные цвета мерцают в серебристом тумане, и лишь настойчивое «тик-так» настенных часов не дает мне окончательно погрузиться в сон.
- Но ты попросила в подарок мою жизнь, - я снова слышу голос парня (почему мне кажется, что я его старше?), и снова в нем звучат мальчишеские нотки (может, поэтому?). На этот раз – смущение, а не гнев. – Не «Мистера Вселенная»? И не собственный остров.
- И даже не… - Астапов напрягается - …упаковку анальгина.
- Могу сбегать в аптеку...
- Щедрое предложение, Астапов. Пожалуй, я приму его. При одном условии.
- Да?
- Ты отдашь мне анальгин, а потом уйдешь.
- Ну и мучайся тогда от мигрени, - бормочет он.
- Что?
- Ничего. Ничего. Спи дальше. Ты же спишь?
- Да. Я разговариваю во сне, с одним из своих сновидений. Кажется, у меня галлюцинации.
- Нет, - не соглашается он, - это у меня галлюцинации. Проклятый дождь. Я от него с ума схожу.
- На Таити, Астапов. Отправляйся на Таити.
Мне кажется или в комнате стало светлее? Наверное, это из-за парня. Когда он переступает порог, словно свечу зажигают. А когда он уходит, все время ждешь его возвращения. Даже если действительно хочешь, чтобы он ушел и не возвращался.
- Смотри!
Я открываю глаза. Фигура Астапова облита серебристым светом, льющимся из окна.
- Снег пошел. Теперь уже настоящий.
Я поднимаюсь. Он отступает, освобождая мне место, и я гляжу на улицу, на белые нежные хлопья, тихо кружащиеся в воздухе. Словно вальс – без оглушающей музыки, без гомона и хихиканья танцующих пар, без шарканья ног, без удушающего запаха духов всех видов… это красиво. И фабричная труба походит на ствол огромной елки, упирающейся маковкой в небеса.
Хацела толькі пагаманіць з Насценькай пра тое-сёе, пагуляць па горадзе. А атрымалася сабрацца ў цэлую кампанію, прасядзець больш за гадзіну ў “Кафейні” за гарбаткай і дэсертам, папускаць мыльныя бурбалкі ля фантана. Нагаварыцца, нафантазіраваць, зрабіць столькі адкрыццяў!
Напрыклад, гуляючы ў цэнтры горада, можна па чатыры, а то і болей разоў сутыкнуцца з адной і той жа кампаніяй ці асобай.
Канструкцыю крышы Летняга амфітэатра, відаць, упадабаюць галубы. Цяпер гледачы будуць сядзець пад парасонамі, абараняючыся не ад дажджу, а ад... кхм... “манны нябеснай”.
А яшчэ – можна бачыць чалавека, але не адчуваць яго, ці наадварот, не бачыць, але адчуваць, што гэта ён, той самы...
і радасна, і боязна, і сорамна (перад аднагрупніцамі), і ганарова (не буду крывіць душою).
пазваніў дЭкан. паступіла прапанова ад віцебскага аддзялення Інфагенства БелТА - папрактыкавацца на працягу 2 тыдняў у якасці карэспандэнтаў. дЭкан выбраў траіх. я папала. ва ўсіх магчымых сэнсах (у першую чаргу станоўчых)
ці здолею? ці паўплывае гэта на маю будучыню, на працаўладкаванне?
Шчасце - гэта калі праз кіламетры прасторы, запоўненай іонамі, фатонамі, пратонамі, дажджом і пылам, на тым канцы мабільнай хвалі адчуваеш добрую усмешку - адрасаваную табе.
Курсач пішацца!!! Алілуйя! Нават сама ад сябе такога не чакала... Хаця... НЕ на голым месцы, як кажуць. Да гэтага былі "пасядзелкі" да 21.00 у бібліятэцы, начытванне, напісванне, занатоўванне...
па-шчырасці, я б таксама злавалася, калі б мне сказалі, што пад маім кіраўніцтвам нейкая студэнтка піша даклад на канферэнцыю, прычым паведамілі пра гэта за чатыры дні да чытанняў, а сама студэнтка з дакладам з'явілася непасрэдна за дзень. Але і маёй віны тут было нямнога. Бо зав.кафедры ведаў і пра мяне і нават пра тэму дакладу. Мог бы і праінфармаваць выкладчыка і сваёго корыша па-сумяшчальніцтву У прынцыпе, гэта ён мяне да Б***ча прыпісаў, прычым менш чым за два тыдні да канферэнцыі. Калі мне было што пісаць???
Карацей, праехаў мне сёння па вушах, адлічыў, як "дзевачку"! Яшчэ з прэтэнзіяй: "чаму ў вас усё яшчэ няма майго тэлефону??? чаму ў мяне - вашага???". А хіба ў мяне нехта пра гэта цікавіўся раней?..
Але гэта адзінае (акрамя нясцерпнай спякоты і праблемаў сяБроўкі), што сёння не радавала. Астятняе... М-м-м...
А гэт дома мой кот не дае мне вучыцца - акупант! І ён такі не адзіны. Проста іншая перашкода не фізічная, а духоўная...